Школьный театр – это место, где ребенку предоставлена возможность попробовать себя в разных видах творческой деятельности, что способствует его социализации и самоопределению. Примеряя ту или иную роль, школьники развивают социально-трудовую компетенцию, которая включает в себя владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей. Благодаря деятельности школьного театра реализуются многочисленные аспекты воспитательного процесса. Воспитание в данном случае направлено как на весь детский коллектив, так и на каждого его участника.
Школьный театр

В каждой школе, где открыты театральные кружки и объединения, у ребят появляется больше возможностей выражения себя в творчестве. К этому мнению пришли которые провели исследование школьных театров в российских образовательных организациях.
Три модели школьных театров
В каждой школе судьба театрального детского коллектива – это особая история. Все зависит от среды, которая сложилась в школьном театре, от потребностей и запросов учеников, родителей, учителей и администрации. Эксперты Московского городского педагогического университета (МГПУ) провели исследование, в котором принимали участие более 800 руководителей школьных коллективов – членов Клуба театральной педагогики МГПУ. Они учитывали психологическую и педагогическую составляющие школьных театров, типы взаимодействия участников коллектива, а также то, что получают дети и взрослые от причастности к театру. По этим критериям эксперты выделили три формы театральных объединений: «Театр – братство», «Театр – лаборатория» и «Театр – метафора».
«Театр – братство»
Самая распространенная в российских школах модель «Театр – братство». Для каждого участника этой модели репетиции спектакля более значимы, чем сама премьера. В процессе подготовки постановки они ощущают сопричастность, которую можно выразить фразой «мы – команда». Театральное сообщество детей, педагогов и родителей готово делиться плодами своего труда и ценностями. Их основной мотив – потребность быть открытыми, дарить радость и чувствовать единство в труппе, где есть свои правила и традиции.
«Театр – лаборатория»
Модель «Театр – лаборатория» – это исследование художественными методами действительности и осознание противоречий в повседневности. Театральные приемы вовлекают ребенка в суть проблемы и описываемого на сцене события. Они необычны и поэтому привлекательны. Школьник с помощью такой модели театра овладевает метапредметными компетенциями: критическим мышлением, анализом, умением найти информацию и аргументированно высказывать свою точку зрения.
«Театр – метафора»
Третья модель «Театр – метафора» тоже отчасти построена на исследовании, где дети находят то, чего им не хватает на уроках: неявные смыслы, красоту ассоциации, символы и неочевидные художественные подтексты. Язык подобного театра метафоричен. Любое явление, чувство, событие может быть представлено с помощью большого количества выразительных средств.
Конечно, разделение школьных театров по трем моделям их развития достаточно условно. В жизни эти модели пересекаются или переходят одна в другую. Самое главное, что роднит эти формы, – ценностные основания, которые должны разделять все участники.
Стоит отметить, что школьный театр отличается от обычного, прежде всего, своими целями. Если в традиционном театре важен результат, то в школьном – процесс. Для театрального педагога выступление ребенка на премьере не первостепенно, гораздо важнее для него – репетиции. В процессе подготовки спектакля можно наблюдать, как начинает меняться в лучшую сторону поведение подростка: когда он осознает что-то важное для себя, у него появляется заинтересованность в учебе.
Также занятия в школьном театре выводят на новый уровень эстетическое образование. У детей меняется отношение к речевым практикам, письменным работам, они начинают чувствовать слово, используют различные художественные средства для самовыражения и коммуникации. Соответственно, становится другим общение учеников друг с другом и со взрослыми.
Театральные практики полезны любому ребенку. В этой сфере каждый, вне зависимости от своих способностей и возможностей, может найти себя. Отдельная тема в этом вопросе – участие в ребят с особенностями здоровья. Есть среди них те, кому занятия театральным искусством жизненно необходимы.
Главное, чтобы в погружение в мир театрального искусства ученика сопровождал педагог с большой буквы, для которого важны ценности театральной педагогики: личностное развитие ребенка, расширение его кругозора, выявление способностей, создание предельно свободных эмоциональных контактов, взаимное доверие и творческая атмосфера.
Руководитель исследования, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ
Екатерина Асонова порталу «Российское образование».
Документы
Нормативно-правовые документы
- Перечень поручений президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25 августа 2021 года ПР-1808ГС.
- Перечень поручений по итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» 1 сентября 2021 года Пр-1806.
- Письмо Минпросвещения России «О формировании Всероссийского перечня (реестра) школьных театров» от 6 мая 2022 г. № ДГ-1067/06.
- Приказ о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации от 17 февраля 2022 г.№ 83.
- План работы («дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы.